Доктор
Ричард Гарднер в Ванкуверской лекции 1998 г. указал, что диагностика у
ребенка синдрома отвержения родителя (PAS) предполагает наблюдение
у него следующих симптомов:
1. Ребенок
абсолютно обесценивает одного из родителей, отвергает его, высказывает
ругательства в его адрес, своим поведением демонстрирует полное неповиновение,
неуважение и нелюбовь к нему.
2. Ребенок
приводит «доказательства» своему гневу и враждебности к родителю, имеющие
неубедительный, несерьезный, зачастую абсурдный характер. Наделяет негативным
смыслом все действия и высказывания
родителя.
3. Ребенок
абсолютно убежден в истинности своих слов и действий по отношению к
отчуждаемому родителю. Он переполнен чувством
ненависти к нему и демонстрирует преданность и любовь по отношению к
родителю, с которым проживает.
4. Ребенок
убежден, что негативную точку зрения относительно одного из родителей он
сформировал самостоятельно, независимо от воздействия родителя, с которым
проживает.
5. Ребенок
чувствует потребность защищать во что бы то ни стало родителя, который является
инициатором отчуждения.
6. Ребенок не
испытывает чувства вины за жестокость по отношению к отвергаемому родителю, не
проявляет к нему сопереживания.
7. Ребенок
непроизвольно цитирует родителя,
инициатора отчуждения, произносит фразы из лексикона этого родителя, значения
которых не понимает, ярко и правдоподобно изображает ситуации, участником
которых он не мог быть, часто совершенно абсурдные, т.е фантазирует и лжет.
8.
Враждебное отношение распространяется на
всех родственников отчуждаемого родителя, даже его животных, его дом, его
увлечения и все то, что с ним связано.
Однако
для исследования семейного конфликта важным является не только идентификация
ребенка как жертвы синдрома PAS,
но и идентификация родителя-индуктора, поведение которого и является причиной
психических нарушений, наблюдаемых у ребенка и, чаще всего, тяжелого семейного
конфликта. Очень интересные и глубокие выводы по поводу идентификации
родителя-индуктора на основании своей клинической и юридической практики сделал
доктор Ричард Гарднер в своей Ванкуверской лекции 1998 г., на чем и хотелось бы остановиться подробнее.
1.
Отказ индуктора от сотрудничества со специалистом
(психологом, психиатром), который имеет целью разобраться в семейном конфликте:
«Обычно в ситуации PAS индуктор, не сотрудничает, рассержен, что суд назначил
стороннего специалиста, сопротивляется до последнего, в то время как жертва
дождаться не может, когда попасть в кабинет к специалисту, назначенному судом
или эксперту, который встретится со всеми».
2.
Индуктор всегда использует умышленную ложь для
очернения репутации родителя-жертвы: «.Индуктор – часто лжец, и вы встретите
обман, сознательную, намеренную ложь». «Давай пошутим над папой, говорит мама
семилетке, пойдем в полицейский участок, скажешь, что папа играл с твоим
пенисом. Будет смешная шутка. Это реальная история, уничтожила жизнь мужчины.
Приехала группа захвата, и ему конец. Это сознательный и намеренный обман».
«Если провести массовое статистическое исследование, 85-90% индоктринаторов PAS
лжецы и психопатичны». «В конкретной семье кто лжец? И тот, кто лжец – более
вероятен как индуктор PAS»
3.
Наличие постоянного психологического давления
(программирования) на ребенка со стороны индуктора: «Это постоянный процесс,
потому что дети забывают свои роли, и им нужно напоминать, поскольку многого
просто не было. Так что на общих сессиях вы видите косые взгляды, и ребенок
опирается на программатора, чтобы история не противоречила». Поэтому лучшим
способом получения объективной и правдивой информации о взаимоотношениях внутри
семьи доктор Гарднер считал совместный опрос обоих родителей и детей, что
никогда не используется в психологических экспертизах детско-родительских
отношений на территории бывшего СССР: «..при правильной оценке должны быть
совместные интервью. Большинство моих интервью совместные. Это лучший, самый
эффективный способ получения информации». Об этом необычном методе проведения
совместного опроса (интервью) детей и родителей рассказывал и известный
канадский адвокат по семейным спорам о детях Кери Линде, много лет работавший
совместно в судебных процессах с доктором Гарднером: «У него необычный метод
интервью, которого никто в Канаде не делал. В Канаде, когда психолог готовит отчет
для суда, он беседует отдельно с отцом, отдельно с матерью, посещает мать с
детьми, отца с детьми, выслушивает обвинения и жалобы, если дети достаточно
большие, то также разговаривает с ними. У Гарднера на каждой встрече все были
вместе, т.е. когда он беседовал с матерью, отец присутствовал, дети нет. Когда
мать утверждала что-то, то потом он давал отцу возможность ответить, и это
хорошо работало. Это проявляло, высвечивало факты, родители могли ответить на
обвинения. Если мать сказала, - «мой восьмилетний сын вернулся от отца и
сказал, что тот пнул его», Гарднер спрашивал мать: «Вы верите в это?»,
спрашивал отца: «Вы пинали его?» Отец отрицал, Гарднер спрашивал мать: «Вы
верите отцу?» И наоборот. Другими словами, помогал им понять реальность того, что
происходило. У меня есть дело прямо сейчас, очень печальное. Там
двенадцатилетний ребенок, после шести лет жизни через неделю у обоих родителей,
вдруг начал обвинять отца перед матерью, и повторил это докторам и психиатрам,
и психиатр верит ребенку. Я уверен, что у ребенка психическое заболевание, он
не здоров, но никто это не рассматривает, доктора отказываются рассмотреть то,
что называется «дифференциальным диагнозом». Вот этим Гарднер занимался». http://masculist.ru/blogs/post-4245.html
4.
Еще любопытный критерий, установленный практикой
доктора Гарднера - максимально возможная
психологическая защита от выявления
воздействия индуктора на ребенка и скрытность, чего индуктор требует и от
ребенка: «Гиперзащита и маневры по
исключению влияния со стороны индуктора. Длинная история гиперзащиты и маневров
по исключению».
5.
Обесценивание роли родителя-жертвы в воспитании ребенка
со стороны родителя-индуктора и желание его полной ликвидации: «Родитель-индуктор
в среднем, и точно в тяжелом случае желал
бы, чтобы отчужденный родитель (жертва) выплатил деньги и испарился с
лица земли. Совершил бы самоубийство, был кремирован, прах высыпан в реку. Но
выплаты пусть останутся. Вот чего хочет индуктор».
6.
Отсутствие у родителя–индуктора совести, любви,
милосердия, миролюбия, кротости, смирения т.е. с точки зрения христианской
антропологии всех ДУХОВНЫХ качеств человеческой личности: «Психопатическое
поведение. Эксплуатация без чувства вины, без симпатии, без эмпатии». «В
конкретной семье – кто психопат? Кто психопатичен?» Я считаю, это крайне важным замечанием
доктора Гарднера, ведь речь идет о том, что родитель-индуктор не был ранее
таким «нечеловеком». Это еще один симптом, характерный для индуктора:
7.
«В случае PAS с ним (родителем-жертвой) было все
нормально вплоть до дня, когда дети узнали о разъезде, тогда он вдруг стал
ужасным отцом, отцом, ненавидеть которого у детей есть все причины. Так что
возвращаемся назад и смотрим – когда начались жалобы? Если они начались вскоре
после начала процесса, это свидетельствует скорее о PAS». Т.е. речь идет о
неожиданном и диаметральном изменении отношения к супругу и родителя-индуктора.
8.
Равнодушие к
собственной семье у родителя-индуктора.
«Сравните беспокойство за физическое существование семьи. Жертва PAS обычно
труженик, дает деньги и беспокоится о поддержке семьи. Контраст – индуктор
обычно имеет другие приоритеты, выпивка, азартные игры, гульба, не волнуется за
семью особо. Отношение – забота о себе, противоположное жертвенному, как у
классической жертвы PAS».
9.
Наличие внешних проявлений ненависти и злобы у
родителя-индуктора по отношении к окружающим, не разделяющим его мнения и его
ценностей: «В целом враждебная личность. Жертва PAS обычно не враждебна, не
бьет, мебель не ломает, не вступает быстро в драки с людьми, не враждует
физически на работе, не имеет арестов за подобное». «Паранойя. Паранойя бывает
в тяжелых случаях PAS. Они очень злые люди, избивают людей, если что против них
– избивают в семье». Т.е. речь идет еще и об авторитарном поведении
родителя-индуктора, не терпящим возражений и противоречий со стороны окружающих.
Комментариев нет:
Отправить комментарий